Меню сайта

Категории каталога

Термины игры ГО [1]
Наши партии [4]
Обсуждаемсс
Правила игры ГО [5]
История ГО [3]
Профессиональные статьи [0]
Мир ГО [10]
Учебные материалы [1]
Задачи и Партии [3]
решаем задачи и обсуждаем партии

Форма входа





Воскресенье, 19.05.2024, 09:10
Приветствую Вас ,узревший свет космического го | RSS
Клуб ГО в Перми "Yusei"
Главная | Регистрация | Вход
Статьи по го


Главная » Статьи » История ГО

История японской игры ГО. Профессиональное ГО.

Го приходит в Японию

По всей видимости, в Японию го занесли артисты, студенты и бывшие государственные служащие из Кореи. Они спасались в Японии от политических преследований на своей родине. Точная документированная дата появления го в Японии отсутствует, но в хрониках китайской династии 597-618 гг. го числится как одно из трёх основных развлечений 7го века в Японии. Двумя другими указываются карточные игры и нарды.

В противоположность документальным китайским источникам, в Японии популярна другая версия. Японцы считают, что го привёз в Японию в 735 году Киби-но-Макиби (Kibi no Makibi), известный как Великий министр Киби. Он был послан в Китай дочерью императора Сёму (Shomu), которая заняла трон отца как принцесса Кокен (Koken). Целью этой командировки было привезти лучшее, что найдется в Китае. После 18 лет, проведённых в Китае, Киби вернулся с багажом предметов, созданных китайцами, которые, на его взгляд, представляли всё лучшее из китайской культуры. Привёз он и умение играть в го.

Тем не менее, го несомненно было популярной игрой высших слоёв японского общества до возвращение Киби из командировки. Но когда он рассказал при дворе о популярности го в Китайском дворце, игра приобрела особый статус, статус развлечения достойного дворянина. Даже если Киби и не первым привез го в Японию, но именно он обеспечил высокий престиж этой игре.

В Японии в го играли в основном в замках дворян, как мужчины, так и женщины, как монахи, так и самураи. Говорят, что самураи брали комплекты го, собираясь на битву, чтобы перекинуться камнями после сражений.

Мурасаки Сикибу (Murasaki Shikibu), фрейлина императрицы, в 11 веке написала новеллу, в которой упоминается о том, что игра в го – это обычное развлечение мужчин и женщин аристократов. В одной из сцен новеллы принц Гэндзи (Genji) подсматривает за партией между леди Уцусэми (Utsusemi) и другой женщиной. Эта тема была популярным сюжетом в японском искусстве.

Развитие го в Японии

В 12 веке класс воинов вытеснил аристократию, как эффективных правителей Японии, и до 17 века страна оказалась вовлечённой в практически непрерывную войну. В это время го было сильно связано с главными военачальниками, некоторые из которых верили, что изучение тактики и стратегии игры будет хорошим моральным и интеллектуальным тренингом для управления армией на поле битвы. Три великих полководца конца 16 и начала 17 веков – Ода Нобунага (Oda Nobunaga), Тоётоми Хидеёси (Toyotomi Hideyoshi) и Токугава Иеясу (Tokugawa Ieyasu) увлекались игрой го и содержали учителей для себя и своих офицеров.

В 1588 году Тоётоми Хидэёси (Toyotomi Hideyoshi), наследник Нобунаги, организовал большой турнир, с целью систематизировать уровень игры сильнейших игроков. Это соревнование выиграл Никкай (Nikkai), буддийский монах высокого ранга, который был учителем Набунаги. Хидэёси провозгласил, что теперь против Никкая можно играть либо чёрными, либо с форой. Никкай получил стипендию, с которой начался патронаж правительства над игрой, что привело к рассвету го в Японии.

В начале 17 века были основаны четыре школы го. Самой значительной из них была школа Хонинбо (Honinbo) – её возглавил Никкай, принявший имя Хонинбо Санса (Honinbo Sansa). Эти школы состязались в поиске наиболее талантливых игроков и прилагали большие усилия по развитию теории и техники игры, с целью превзойти конкурентов. Приблизительно в это же время, в 1603 году, Токугава Иеясу объединил Японию в один Сёгунат Такугавы (Tokugawa Shogunate). Правительство выделило стипендии всем четырём школам го и основало офис Годокоро (Godokoro), во главе которого стал Хонинбо Санса. Он возглавлял его до своей смерти в 1623г. Под его руководством были организованы ежегодные дворцовые игры, проходившие в присутствии сёгуна.

Годокоро был высшим должностным лицом в го периода Эдо (Edo-era). Он являлся официальным инструктором сёгуна. Годокоро управлял распределением дипломов. К тому же Годокоро проводил жеребьёвку ежегодных дворцовых игр и отвечал за все церемонии, связанные с го. Только сильнейший игрок мог стать Годокоро, что означало присвоение ему высшего звания Мэйдзин (Meijin – мастер своего дела). Рассказывают, что однажды, в 1578 году игра Никкая произвела на Нобунагу, такое впечатление, что он воскликнул – «Мэйдзин!». Видимо в этот момент и возник этот термин. Сейчас это имя носит один из трёх важнейших титулов профессионального го.

Профессиональное го в Японии

Го пользовалось популярностью высших слоёв общества как в Китае, так и в Японии, но именно в Японии был достигнут высший уровень мастерства, и игра стала популярна среди всего народа. Игра поднялась в зенит теоретического развития в конце периода Эдо (1603-1868), но достигнутые результаты были уничтожены в середине 1860 годов в результате распада сёгуната Токугава. Существовавшая система государственной поддержки была уничтожена в 1868г, и главы четырёх школ вместе со своими учениками обнаружили, что живут в новом мире, где вековые традиции разрушены.

В 1880 годы интерес к го начал возрождаться, теперь под покровительством частных лиц. Записи партий начали публиковаться в газетах. Одной из первых это сделала газета Ёмиури (Yomiuri Shimbun) в 1885 году. В настоящее время это ведущий спонсор го в Японии. В 1910 уже более дюжины газет ведут колонки, посвящённые го, и возродилась возможность зарабатывать себе на хлеб, профессионально занимаясь игрой. В июле 1924 года была основана Японская Ассоциация Го (Nihon Ki-in), и профессиональное го возродилось в современной форме. На сегодняшний день в Японии насчитывается около 500 активных профессиональных игроков.

Профессиональные игроки могут реально зарабатывать деньги, беря плату за сыгранную с ними партию и выигрывая призы во многих соревнованиях. Оплачивается судейство турниров, участие в телевизионных программах, обучение любителей. Источником дохода являются, так же, гонорары за выпущенные книги и видеокассеты.

Как становятся профессиональными игроками в Японии? Сначала надо стать учеником в Японской Ассоциации Го (Nihon Ki-in) или в Западной Японской Ассоциации Го (Kanzai Ki-in). Как правило, принимают только молодёжь в возрасте от 5 до 18 лет, продемонстрировавшую наличие особого таланта. Каждую субботу и воскресенье эти студенты соревнуются в рейтинговом турнире. Чтобы стать профессионалом нужно выйти в высшую лигу этого турнира. Из 48 аспирантов только 5 человек в год получают звание профессионала.

Став профессионалами, они получают звание – игрок первого дана. Чтобы повысить свой ранг, профессионалы играют против других профессионалов в рейтинговом турнире. Система подсчёта рейтинга достаточно сложна. Суть её состоит в том, что для повышения ранга нужно выиграть определённый процент некоторого количества партий. Самый высокий возможный ранг – 9 дан.

Го в Китае

Несмотря на то, что игра родилась в Китае, она раньше не занимала почётного места в этой стране. Во время Культурной Революции (1966-1976) рьяные хунвэйбины искоренили игру в народе, хотя правительство продолжало поддерживать около 30 игроков, назвав их «национальными спортсменами». Так продолжалось до 1981 года. Теперь в Китае введена хорошо обеспеченная профессиональная система.

Несмотря ни на что, на протяжении последних 40 лет происходил интенсивный обмен в области го между Китаем и Японией. Проводились товарищеские матчи между ведущими китайскими игроками и японскими профессионалами. Эти матчи начались в 1960 году и продолжаются до сих пор, за исключением периода с 1967 по 1972 годы. Соперничество между Японией и Китаем приобрело новый характер с введением в 1984 году ежегодного Японско-Китайского командного Супер-Го матча (Japan-China Super Go knockout team match), в котором китайцы выигрывают чаще, чем проигрывают. В 1996 году китайцы буквально разгромили японскую команду, когда 20ти летний Чанг Хао (Chang Hao) один выбил из игры почти всю команду Японии.

Регулярные турниры и матчи за титулы в Китае начали проводиться в 1970х годах. На сегодняшний день проводятся несколько больших турниров, по аналогии с японскими, в которых участвуют около 100 профессионалов. Сильнейшими игроками считаются Чанг Хао и Ма Сяочун (Ma Xiaochun).

Ни Вэйпин (Nie Weiping) был первым игроком, который серьёзно поколебал превосходство японских игроков. В 1970е годы он регулярно обыгрывал лучших японских игроков. Часто он спасал китайскую команду от поражения в Супер-Го турнирах, обыгрывая лучших игроков, которых могла выставить Япония.

С конца 1980х годов, новый игрок, Ма Сяочун, начал доминировать в китайских турнирах. В настоящее время его превосходство оспаривает новое поколение игроков. Лучший из них Чанг Хао, которому только 21 год. В 1998 году он обыграл Ма Сяочуна в матче за главный титул. Два других молодых профессионала Дзу Хейанг (Zhou Heyang) и Ванг Ли (Wang Lei) успешно выступают не только в китайских национальных турнирах, но и в международных.

Несмотря на короткую историю профессиональной системы го в Китае, серьёзной разницы в силе лучших игроков Китая, по сравнению с лучшими игроками Японии и Кореи, нет.

Как Китайцам удалось стать такими сильными за такое короткое время? В первую очередь благодаря поддержке игры со стороны государства, ориентированной на школы. Благодаря этому талантливая молодёжь имеет шанс выигрывать местные и национальные го турниры, учась в начальной, средней и высшей школах. Китайские профессионалы говорят, что они многому научились у японцев, которые во время японско-китайского обмена вели себя как учителя. Им так же доступен весь материал, наработанный японцами за последние 400 лет.

Турниры профессионалов

В Японии ассоциации Нихон Ки-ин и Канзай Ки-ин проводят 21 турнир, в которых могут принимать участие профессионалы. Большинство турниров открытые, но в некоторых из них могут принимать участие только женщины или только молодые игроки. Семь крупнейших турниров спонсируются газетами. Самые престижные турниры это Кисэй (Kisei) , Мэйдзин (Meijin) и Хонинбо (Honinbo). Победитель турнира Кисэй получает 33 000 000 йен, Мэйдзин – 28 000 000 йен, Хонинбо – 25 000 000 йен (здесь и далее приведены данные 1999 года). Титул разыгрывается в матче из семи партий. Каждая партия длится два дня, каждому игроку даётся восемь часов времени.

Четыре следующих больших открытых турнира это Дзюдан (Judan), Тэнген (Tengen), Оза (Oza) и Госэй (Gosei). Приз победителю каждого из трёх первых турниров составляет 10 000 000 йен, а последнего 6 400 000 йен. Победитель выясняется в матче до трёх побед, и каждому игроку даётся по пять часов на партию.

Все эти турниры начинаются с предварительных отборочных соревнований, в которых может принять участие любой профессионал, начиная с 1 дана и выше. Исключение составляет турнир Госэй, в который допускаются игроки не ниже 5 дана. На первом этапе игроки младших данов (с 1го по 4й дан) соревнуются за право участвовать во втором этапе, где они встречаются с сеяными игроками 5го-9го данов. Победитель последнего этапа становится претендентом на титул. В турнирах Мэйдзин и Хонинбо три или четыре победителя отборочных соревнований допускаются в лигу турнира. Лига Хонинбо состоит из восьми человек, а лига Мейдзин из девяти. Члены лиги играют между собой по круговой системе. Победитель лиги становится претендентом и в финальном матче встречается с нынешним обладателем титула.

За каждую сыгранную партию в этих турнирах профессионал получает деньги. На первых этапах эта плата может составлять только несколько десятков или сотен йен, но чем выше ранг и чем больше партий выиграно, тем выше оплата. За каждую партию финальной стадии трёх главных турниров игрок получает около 1 000 000 йен.

Существуют три исключительно женских турнира. Это женские Хонинбо, Мэйдзин и Какусэй.

Две телевизионные станции обеспечивают проведение блиц турниров. Каждое воскресенье по двум каналам можно посмотреть партии этих турниров. Игроку даётся 30 сек. на каждый ход и профессионалы высокого уровня комментируют партии в реальном времени.



Источник: http://gostart.ru/
Категория: История ГО | Добавил: telena (11.03.2009) | Автор: Ричард Бозулич
Просмотров: 2909 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright Telena