Меню сайта

Категории каталога

Термины игры ГО [1]
Наши партии [4]
Обсуждаемсс
Правила игры ГО [5]
История ГО [3]
Профессиональные статьи [0]
Мир ГО [10]
Учебные материалы [1]
Задачи и Партии [3]
решаем задачи и обсуждаем партии

Форма входа





Воскресенье, 19.05.2024, 13:31
Приветствую Вас ,узревший свет космического го | RSS
Клуб ГО в Перми "Yusei"
Главная | Регистрация | Вход
Статьи по го


Главная » Статьи » Правила игры ГО

ЧАСТЬ 1 Правила игры ГО (Четыре основные правила/Цель игры го: захват территории)

Как играть в го

Доска и камни

Доска и камни го

В го обычно играют на доске размером 19 на 19. На Д.1 показана пустая доска. Обратите внимание на девять отмеченных точек пересечения линий. Они называются «хоси». (латинская транскрипция hoshi, дословный перевод с японского на русский – звезда). Эти отметки на доске используются для удобства и для расположения форовых камней.

Для игры используются фишки белого и чёрного цветов, которые выполнены в виде двояковыпуклой линзы. Называются они «камни». Обычно эти камни изготавливаются из пластмассы или стекла. В дорогих комплектах белые камни делают из морских раковин, а чёрные из сланца. Вне зависимости от того, из чего сделаны фишки, их называют просто камнями. В начале партии у игрока, играющего чёрными – 181 чёрный камень, а у играющего белыми 180 белых камней. Общее количество камней (361) соответствует общему количеству пересечений линий на стандартной доске 19х19. Принято держать камни в деревянных или пластиковых чашах рядом с доской.

Начало партии гоВ начале партии доска пустая. Один игрок берёт чёрные камни, второй белые. Чёрные делают первый ход. Ход – это выставление камня в точку пересечения линий доски. Можно ходить на любое незанятое пересечение, но в начале партии первые ходы обычно делают ближе к точкам хоси в углах доски. Ходят по очереди. Камень, выставленный на доску, не перемещается. Он может быть снят с доски в случае взятия. На Д.2 показано типичное начало партии. Чёрные сделали первый ход в правом верхнем углу. Белые поставили камень 2 в левом верхнем. Далее, в соответствии с правилами, ходы делались по очереди. Обратите внимание – ни одна сторона в начале не ходила далеко от углов.

История возникновения го

Считается, что го возникло в Китае в те времена, от которых не сохранилось достоверных исторических документов. Существуют запутанные, пользующиеся переменным успехом схоластические анекдоты, связанные с вымышленными китайскими императорами, императорскими вассалами и дворцовыми астрологами. Одна из историй говорить о том, что го придумал легендарный император Yao, который правил в 2357-2256 годах до нашей эры. И придумал он её как забаву для своего сына-идиота. Вторая утверждает, что император Shun (2255-2205 до н.э.) придумал игру, в надежде усилить умственные способности своего слабоумного сына. Третья рассказывает о человеке по имени Wu, вассале императора Jie (1818-1766 г. до нашей эры), который придумал и го, и карточные игры. И, наконец, четвёртая теория предполагает, что го было разработано дворцовыми астрологами во время правления династии Zhou (1045-255 до н.э.).

В любом случае, все соглашаются, что возраст го по крайней мере 3000 лет, а может быть 4000, что делает игру старейшей в мире настольной стратегической игрой.

Может быть, что го развивалось как метод практического гадания для императоров и шаманов-астрологов в ранней культуре Zhou. Видимо, один из методов состоял в бросании белых и чёрных камешков на квадратную доску с отмеченными на ней астрологическими символами и символами стихий Земли. Некоторые фундаментальные термины го, используемые до настоящего времени, имеют астрологическое значение. Например, центральная точка доски называется тэнген (tengen), что означает «ось вселенной», а восемь отмеченных точек, расположенных ближе к краю доски, называются хоси (hoshi) – звезда. Существует мнение, что они связаны с семью звёздами Большой Медведицы (центральный объект китайской астрологической системы), Солнцем и Луной.

Четверти доски го названы в честь четырех направлений, связанных с базовыми триграммами системы I-Ching. Начиная с верхней правой и двигаясь по часовой стрелке это юго-запад (женщина, земля), северо-запад (мужчина, небо), северо-восток (твердость, предел) и юго-восток (благородство, податливость).

Самые ранние упоминания о го обнаружены в произведениях Конфуция, которые, видимо, написаны в 5ом веке до нашей эры. Но в то время доска имела размеры 17х17. Самая старая доска таких размеров обнаружена в захоронениях династии Хань (Han, 206 г. до н.э – 9 г. н.э).

Четыре основных правила игры го

1. Ход делается в пересечение линий доски.
2. Камни, выставленные на доску, не передвигаются.
3. Чёрные ходят первыми.
4. Ходы совершаются по очереди.

Цель игры – захват территории

Целью игры является захват территории. Выигрывает тот, кто к концу игры захватил больше территории. Некоторые японские бизнесмены применяют это правило в стратегии поведения на рынке: не пытайся удалить конкурента (как в шахматах), взаимодействуй с ним, но получи большую долю рынка.

На примере партии на доске размером 9х9 посмотрим, как захватывается территория. Партия на такой маленькой доске не богата стратегическими приёмами, но правила и даже некоторые тактические приёмы не отличаются от игры на большой доске. Рекомендуется осваивать правила именно в игре на доске 9х9. Затем можно перейти к игре на доске 13х13. Вскоре, сыграв около 100 коротких партий, вы начнёте чувствовать себя уверенно в игре на стандартной доске.



Партия го



Партия го



Партия го



Партия го



Партия го

Партия го

На F.1 чёрные сделали первый ход вверху справа. Потом ход сделали белые. Обе стороны продолжали ходить по очереди, в соответствии с правилами игры.

К ходу б.6 территория обеих сторон начинает обретать форму. Чёрные застолбили правую сторону, белые возлагают надежды на левую.

После того, как оба игрока обозначили свои претензии на территорию, возникают две основные стратегии. Первая – увеличить свою территорию, одновременно уменьшая территорию противника. Вторая – вторгнуться в сферу влияния противника.

Ход ч.7 на F.2 следует первой стратегии. Чёрные расширяют свою территорию внизу справа, и не позволяют белым расширить свою территорию ходом «а». Белым следует защититься 8, чтобы остановить продвижение чёрных глубже в свою территорию. Далее чёрные укрепляют границу ходом 9.

Настала очередь белых расширить свои владения. Сначала они добавляют территории в центре б.10 и 12 (F.3), затем вверху слева б.14. Чёрные должны защищаться 15. Теперь разыгрываются очки вокруг точек «а» и «b».

Разыграна стандартная последовательность б.16-ч.19 (F.4). Аналогично сыграно внизу б.20-ч.23. Играя таким образом, белые расширили свою территорию, одновременно уменьшив территорию чёрных.

Ходы от б.24 до ч.26 – последние в партии. Теперь можно определить победителя. В данном случае подсчитать результат просто.

Территория чёрных состоит из всех незанятых пунктов, которые они контролируют на правой стороне, а территория белых состоит из контролируемых ими пунктов на левой. Конкретнее, все пункты, отмеченные буквой "b" на F.6, составляют территорию чёрных, а все пункты, отмеченные буквой "w", являются территорией белых. Если вы сосчитаете их, то обнаружите, что у чёрных 28 очков, а у белых 27. Таким образом, чёрные выиграли с разницей в одно очко. Обратите внимание, что точки занятые белыми и чёрными камнями в расчёт не принимаются.

Эта партия очень проста, в ней не возникли многие аспекты правил го. Она только иллюстрирует цель игры. В следующем номере мы рассмотрим, каким образом камни захватываются и снимаются с доски.



Источник: http://gostart.ru/
Категория: Правила игры ГО | Добавил: telena (11.03.2009) | Автор: Ричард Бозулич
Просмотров: 2266 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright Telena