Меню сайта

Категории каталога

Термины игры ГО [1]
Наши партии [4]
Обсуждаемсс
Правила игры ГО [5]
История ГО [3]
Профессиональные статьи [0]
Мир ГО [10]
Учебные материалы [1]
Задачи и Партии [3]
решаем задачи и обсуждаем партии

Форма входа





Воскресенье, 19.05.2024, 07:22
Приветствую Вас ,узревший свет космического го | RSS
Клуб ГО в Перми "Yusei"
Главная | Регистрация | Вход
Статьи по го


Главная » Статьи » Правила игры ГО

Часть 5 Правила игры ГО (Основы жизни и смерти в го / Сэмэай)

Основы жизни и смерти в го

Тактика го

Как было показано в двух предыдущих статьях, изолированной группе тяжело выжить, если у неё мало пространства для построения двух глаз. Поэтому расширение этого пространства упрощает задачу жизни. Приведём примеры.

Чёрная группа на Д.1 не имеет достаточного пространства для построения двух глаз и должна расширить его. Если чёрные играют 1 на Д.2 и продолжают 3, то под их контролем оказывается пространство достаточное для построения двух глаз, как бы ни атаковали белые.

А вот ход 3 на Д.3 – ошибка. Белые играют комбинацию ханэ-оки 4 и 6, и чёрные камни погибли.

Ещё несколько примеров.

Тактика го Область, окружённая четырьмя чёрными камнями на Д.4, весьма ограничена. Однако, если чёрные продлеваются к краю доски 1 на Д.5, то из камни получат достаточно пространства для двух глаз. Если белые 2, то чёрные играют 3, и их камни больше не будут иметь проблем с построением двух глаз. Т.е. если белые пойдут в «А», то чёрные построят два глаза слева и справа ходом «В». Если белые начнут с хода «В», то чёрные ответят «А».

Чёрным необходимо играть именно 1 на Д.5. Если чёрные попытаются строить глаза расширением по стороне 1 на Д.6, то белые займут жизненно важную точку 2. Даже если чёрные продолжат расширение 3, то после блока белых 4 пространства для построения двух глаз недостаточно.

Тактика го Если чёрные продолжают 5 на Д.7, то белые играют ханэ 6. Чёрные ходят 7, но места для двух глаз не хватает. Белые занимают критический пункт 8, и камни чёрных захвачены.

В позиции на Д.8 чёрные имеют на выбор два хода, которые позволят им выжить. Лучше всего расшириться 1 на Д.9. Если белые блокируют 2, то чёрные ходят 3. Белые могут попытаться уменьшить глазное пространство, играя ханэ 4, но чёрные блокируют 5, и четыре пункта, которые они контролируют, достаточны для получения двух глаз.

Тактика го Чёрные могут жить и спустившись 1 на Д.10, но этот ход приводит к некоторым потерям. Белые блокируют 2 и получают дополнительный пункт территории слева по сравнению с позицией на Д.9. Тем не менее, чёрные безусловно живут после хода 3, т.к. у них глазное пространство из четырёх пунктов.

Три чёрных камня на Д.11 должны расширить своё жизненное пространство. Ч.1 на Д.12 очевидный ход, но чёрные должны продолжить оборону, заняв ключевую точку 3. Теперь их камни безусловно живы.

Игра го Кажется, что поворот ч.1 на Д.13 даёт контроль над девятью пунктами территории, что достаточно для жизни, но даже усиление 3 не спасает чёрных. Белые могут убить чёрные камни, играя оки 4, а затем ханэ 6.

Техника го

Сэмэай

Задача 8. В этой задаче чёрные ходят первыми и должны захватить отмеченные белые камни до того, как белые захватят чёрных. Правильно будет закрывать одно из внешних дамэ белой группы. На ч.1 последует ответ б.2 , но ход ч.3 поставит четыре белых камня в атари, и чёрные смогут забрать белые камни следующим ходом.

игра го

Далее белые могут ходом 4 нанести атари трем чёрным камням, но чёрные захватывают четыре камня ходом 5. Чёрные могут начать и ходом 1 на Д.2. И в этом случае чёрные выигрывают сэмэай успевая на один ход раньше белых.

го

После рассмотрения этой задачи может показаться, что если у вас больше дамэ чем у противника, то нужно только заполнять любые дамэ противника чтобы выиграть сэмэай. Но это не совсем так, следует быть внимательным. Например, чёрным нельзя играть внутри позиции, занимать дамэ принадлежащее обеим группам, а именно «А» на Д.3. Если чёрные сыграют в эту точку первыми, как на Д.4, то следующим ходом белые нанесут атари 2. Чёрные 3 и белые захватят четыре камня ходом 4.

Сэки

го

Иногда борьба в сэмэае не приводит к чьей-либо победе. Посмотрим на позицию Д.5. Отмеченные белые и чёрные камни противостоят друг другу, и если чёрные сыграют 1, белые ответят 2. Все внешние дамэ заняты, остались только два общих, внутренних. Чёрным невыгодно наносить атари 1 на Д.2, т.к. сами они тоже попадают в атари и будут захвачены ходом белых «А».

С другой стороны и белые не могут играть 1 на Д.7, т.к. чёрные захватят пять камней ходом «А». Следовательно, отмеченные белые и чёрные камни на Д.5 живут, и ни те, ни другие не могут быть захвачены. Такая ситуация называется сэки.

Защелка

го

Пословицы го

Доска для игры го с её 361 пунктом очень велика. Для начинающего это огромная арена с количеством ходов приводящих в смущение. Трудно выбрать не только лучший ход, но даже хороший. К счастью, есть ряд эвристик, известных как «пословицы го», которые могут помочь пройти через лабиринт гобана и помочь выбрать подходящий ход. Возможно, что самый быстрый способ для неопытного игрока улучшить свою игру состоит в изучении этих пословиц. Известно более 200 пословиц го. Некоторые из них я приведу ниже.

Играй в центр трех камней!

В позиции на Д.1 ход чёрных и им следует построить два глаза, если они хотят выжить. Первое инстинктивное желание чёрных – расширить территорию как можно сильнее ходом 1 на Д.2. Ведь чем больше жизненное пространство у группы, тем проще построить два глаза. Но не всё так просто.

Пословицы го

После хода ч.1 ход б.2 становится ходом в ключевую точку. Чёрные предотвращают соединение вторгшегося камня с основными силами блоком 3, но белые разрезают 4, и камни чёрных не могут избежать захвата. Если чёрные хотят продолжить сопротивление, то они должны начать его ходом 1 на Д.3, но ходом б.2 белые наносят атари пяти камням чёрных. На атари ч.3 белые ответят захватом 4. Ход ч.1 в 4 на Д.3 не обоснован, т.к. чёрные сами ставят свои камни в атари.

Ход 1 на Д.4 тоже не даёт чёрной группе двух глаз. Белые ответят 2. Если ч.3, то б.4. Теперь чёрные должны играть 5, а белые соединятся 6. Чёрные остаются с глазной формой из двух пунктов в углу, так что их камни погибли. Чёрные могли бы играть 5 в 6, но тогда их захватят 5.

Если игрок помнит пословицу «Играй в центр трёх камней», то он немедленно найдёт правильную точку, которая даёт два глаза в углу. Это ход ч.1 на Д.5. Это на одну линию дальше от центра трёх чёрных камней, именно на этот ход и указывает пословица.

Пословицы го

Белые могут попытаться захватить чёрные камни ходом 2 на Д.6, но последовательность 3-5 приводит к построению двух глаз: один в пункте 1-1, а второй на месте захваченных белых камней 2 и 4.

Поннуки стоит 30 очков

Форма, показанная на Д.7, называется «поннуки». Когда она обращена в центр доски, она излучает большое стратегическое влияние, и при правильном использовании несёт потенциал, который сослужит игроку. Именно тот факт, что поннуки очень большой ход отражается в пословице.

Пословицы го

На Д.8 показан пример того, как эта форма может встретиться в партии го. Белые дали фору 6 камней. После вторжения белых 5, чёрные начали атаку 6. Целью этого хода чёрных было сохранение территории на правой стороне ходами 8-12. Но белые при этом строят поннуки ходом 11. Затем играют 13, используя поннуки справа для обозначения претензий на большую территорию наверху. Даже если вы ничего не знаете о го, вы можете видеть, как эта форма излучает влияние по всей доске и простирается далеко, уменьшая преимущество шести камней форы.

Сначала срочный ход, а потом большой!

На Д.9 перед чёрными стоит ответственный выбор. Если они сделают ход в нижнем правом углу, то смогут захватить три камня белых и заработать более 25 очков. Но три их камня в верхнем левом углу останутся без базы и могут попасть под суровую атаку. Если игрок последует пословице, то он остановит свой выбор на стабилизации трёх камней наверху и позволит белым попытаться выжить внизу справа.

Пословицы го

Если чёрные спустятся 1 на Д.10, то у них всё в порядке с территорией в нижнем правом углу. Но тогда белые начнут атаку на камни наверху слева. После хода ч.5, белые выбьют базу 6. Этот камень может соединиться со своими камнями наверху ходом «А» или с камнями на левой стороне ходом «В». Чёрным придётся строить два глаза в центре, но пока они будут заниматься этим, белые получат огромную прибыль в центре. Чёрные выбрали поражение.

Пословицы го

Для чёрных стабилизация трёх камней наверху слева ходами 1 и 3 на Д.11 – срочная задача. Это принесёт им по крайней мере 10 очков в левом верхнем углу, их камни станут стабильными и смогут противостоять влиянию белых в центре. Белые могут выжить в нижнем правом углу создав ко борьбу последовательностью 4-7, но это локализованная борьба, не имеющая стратегического влияния.

Пословицы го


Это последняя статья Ричарда Бозулича в разделе «Magic of Go» .




Источник: http://gostart.ru
Категория: Правила игры ГО | Добавил: telena (11.03.2009) | Автор: Ричард Бозулич
Просмотров: 2155 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright Telena